Проголосуй за наш сайт


Сегодня 14.12.2017
картинка

 

 

simvol

Модель методической службы

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребёнок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы!»

Мария Монтессори

Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе. Это требует внесения существенных корректив в систему повышения профессионального мастерства педагогов.

Современному педагогу, в условиях перемен, в период модернизации российского образования, реализации основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в современной модели образования, ориентированной на развитие инноваций, необходимо продвигаться в профессиональном развитии, сохранять и преумножать лучшие педагогические качества, развивать творческий потенциал. Введение ФГТ ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.

Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития педагогической деятельности.

Обеспечение обозначенных приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагога, эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что возможно при формировании модели сетевой организации методической службы.

Повышение профессионального мастерства педагогов в дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №13 «Олененок» осуществляется дифференцированно, с учетом исходного профессионального уровня деятельности педагога, который характеризуется профессиональной компетентностью педагога, его творческим потенциалом, владением педагогическими технологиями, совокупностью профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического общения и взаимодействия с ребенком. Таким образом, выделяются три категории педагогов:


Действующая модель методической службы ДОУ носит дифференцированный и интегративный характер, учитывая особенности выше обозначенных категорий педагогов (приложение 1-2).

Основной инновационный вектор методической работы в ДОУ - качество образования как стратегия повышения профессионализма педагогов. При этом управление методической моделью направлено на создание условий, в которых участники образовательного процесса достигают своих целей: педагоги – инновационно-преобразующих; воспитанники – деятельностных целей (игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной и т.д.); родители – социально-педагогических.


Механизмами реализации указанных целей и задач является комплексно – целевая программа развития ДОУ ЦРР №13, образовательная программа ДОУ, годовой план работы, план работы управленческой деятельности руководителей ДОУ.


Содержание функций модели методической службы определено с учетом их реализации: аналитическая, прогностическая, проектирующая, организационная, контролирующая, коррекционная, экспертная (приложение 3).

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется через разнообразные формы методической работы с кадрами (приложение 4).

На базе ДОУ успешно функционирует стажерская площадка по теме «Интегрированные занятия в рамках проектной деятельности», в ее работе участвуют 25 педагогов ДОУ города. Эффективность работы стажерской площадки обусловлена деятельностью тьюторов (приложение 5).

С целью повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения используются разнообразные технологии, позволяющие раскрыть возможности каждого воспитателя: деловая игра, брифинг, тренинг, викторина, конкурс профессионального мастерства, дискуссия, поисково-творческие задания. Используя методы тестирования и анкетирования, карты эффективности педагога, карты возможностей и затруднений, карьерограммы, выявляем уровень методической подготовки педагога, его способности к профессиональному совершенствованию (приложения 6-10). На основании полученных данных выявляются наиболее актуальные вопросы для обсуждения; вопросы, требующие консультирования для части педагогов. Исходя из реальных потребностей педагогов, планируется проведение различных современных форм работы с педагогическим коллективом.

Результаты внедрения модели методической службы анализируются в триаде: воспитанники-педагоги-родители.

Целевым ориентиром является модель выпускника ДОУ (Приложение 11). Ценности методической службы видим в подготовке педагога как субъекта профессиональной деятельности, педагога-инициатора, способного к самообразованию и непрерывному творческому росту, готового в ходе собственной творческой деятельности создавать условия для саморазвития воспитанников. Приоритетное направление – оказание помощи педагогам в подготовке к инновационной деятельности.

Повышение профессионального уровня педагогов заключается в формировании ключевых компетенций, совокупность которых приводит к эталонной профессиональной компетенции педагога. Профессиональная компетенция педагога определяется как совокупность знаний, умений, профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность образовательного процесса (приложение 12-15)


  • Высокая степень удовлетворенности родителей результатами образовательного процесса, рост их педагогической просвещенности подтверждают результативность методической модели.
  • Экспериментальная деятельность педагогического коллектива, направленная на развитие ранней социализации детей, служит связующим звеном всех участников образовательного процесса ДОУ.

Миссия предлагаемой модели методической службы направлена на формирование нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой.

Отмечаются преимущества ее функционирования:
- экономические (уменьшаются затраты на повышение профессионального уровня);
- педагогические (образование становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);
- эргономические (педагоги имеют возможность распределять время для самообразования по удобному для себя графику);
- информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий);
- коммуникационные (возрастает число участников сети, с которыми возможно взаимодействие).

Эффективность методической работы зависит от решения двух взаимосвязанных задач: формирования готовности педагогов к восприятию новых образовательных средств и обучения умениям действовать по-новому.

Потенциальная полезность функционирования данной модели:
- формирование новой, более вариативной и гибкой к современным условиям образовательной среды для профессионального, творческого развития педагогов и руководителей;
- удовлетворение профессиональных потребностей педагогов;
- культивирование интереса к нововведениям и их инициирование;
- приведение квалификации кадрового потенциала к современному уровню требований (конкурентоспособность);
- повышение свободы общения на основе интенсивного информационного обмена;
- модернизация дошкольной методической службы.

Модель методической службы успешно апробирована и может быть использована в практике современных дошкольных образовательных учреждений с целью повышения качества образования и профессионального уровня педагогов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ДОУ

2.ОТКРЫТАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ

3.ФУНКЦИИ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

4.ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КАДРАМИ

5.МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ГОРОДСКОЙ СТАЖЕРСКОЙ ПЛОЩАДКИ «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ»

6.АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (выявление перспектив профессиональной деятельности)

7.АНКЕТА НАЧИНАЮЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

8.КАРТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

9.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ

10.КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

11.МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОУ

12.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА УРОВНЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДОУ

13.СХЕМА МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

14.ЛИСТ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

15.РЕЗУЛЬТАТЫ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Наверх